Оформить заказ
Стекло Мурано в люстрах.
СТЕКЛО МУРАНО К концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто возникали пожары, выросло в Венеции настолько, что стало угрожать существованию самого города. Тогда в 1291 г. городские власти приняли решение о выносе стекольного производство за черту города. Самым удобным местом для этого была признана группа островков в Венецианском заливе. Конечно, можно было перенести производство в какой-нибудь укромный уголок на континенте. Но острова были идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. Кроме того, островное положение производства облегчало задачу сбора налогов для казны. Главный остров под названием Мурано расположен в 1,5 км. от Венеции. Он был уже заселён в период Римской Империи и получил название Ammurianum. На нём местные жители спасались от варварских набегов. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. На протяжение всей истории Венецианской Республики остров имел независимое административное правительство, а также собственную монету (серебром и золотом). В XVII веке Мурано славится своеобразием своей ночной жизни, в особенности азартными играми. Вереницы иллюминированных гондол с высокопоставленными венецианскими вельможами направлялись сюда для участия на праздничных ночных приёмах. В наши дни всё это безвозвратно исчезло, зато сегодня острова эти известны всему миру производством неподражаемого по своей красоте стекла. Стеклоделие, как организованный промысел, зародилось в Венеции в VIII веке. Этому способствовало 2 фактора – изобретение древними римлянами еще в 50 г. до н.э. метода выдувания стекла и удобное географическое положение города, служившего перекрестком торговых путей между Европой и Восточными странами, прежде всего Восточным Средиземноморьем и Северной Африкой. Венецианцы не только собирали знания, которые сами текли в руки, но и проявляли чудеса ловкости в добывании чужих секретов. Хитроумный властитель Венеции Энрико Дандоло, сумевший переориентировать 4-й Крестовый поход в нужном ему направлении, с покорением Костантинополя в 1204 г. получил доступ к секретам стеклоделия великой империи, что послужило громадным толчком к развитию этого промысла в Венеции. В XV - XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. Большинство знатных людей Европы желают обладать этим предметом роскоши. В королевских дворах оно является непременным атрибутом власти и богатства. Особенно модными по тем временам считаются объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке. Власти города зорко следили за тем, чтобы секреты мастерства не уплывали к чужакам. Используя политику «кнута и пряника», а также всевозможные ограничения они пытались сохранить в тайне уникальные технологии. Запрещалось, например, вывозить за границу даже материалы для приготовления стеклянной массы. А за попытку покинуть Венецию мастеру могла грозить смерть. Не все секреты своих промыслов венецианцам удалось сохранить. Так, французам удалось выведать тайну изготовления плоских зеркал, которые начали производить муранские мастера в начале XVI столетия. Хитрый министр Людовика XIV Кольбер подкупил трех мастеров из Мурано и вывез их во Францию, посулив им такие блага, какие им и не снились. Достаточно сказать, что в то время «волшебное стекло», как называли тогда зеркала, ценилось гораздо выше произведений искусства, и полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции втрое больше картины Рафаэля. Тем не менее, секрет производства самого цветного муранского стекла так и остался неприступным. К сожалению, XVII век принес упадок славным традициям. Стратегические торговые преимущества Венеции были подорваны изменениями географии основных торговых путей. Выросли конкуренты во Франции и Моравии. К тому же новый век нес и новые пристрастия. Нежные хрупкие изделия венецианских мастеров уступили место тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии. Закат эры венецианского стекла завершился совсем уж трагически. В 1797 г. наполеоновские войска оккупируют Венецию и к 1806 г. уничтожают все цеха и фабрики по производству стекла на Мурано. Присоединение Венеции в 1814г. к австрийской империи Габсбургов, покровительствовавших богемскому стеклу, поставило жирную точку на перспективах продолжения старых традиций. Своим возрождением муранское стекло обязано двум событиям. В 1854 г. шесть братьев по фамилии Тосо основали фабрику по производству бытового стекла, которая так и называлась«Fratelli Toso» (Братья Тосо). Однако очень быстро братья обнаружили гораздо большие амбиции и смогли продемонстрировать свои исключительные умения в стекольном искусстве. Другим примечательным событием стало прибытие на Мурано в 1859 г. адвоката из Виченцы Антонио Сальвияти и открытием им собственной фабрики «Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo». Сальвияти сосредоточил свое внимание на производстве стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики и создании новых полотен. Сложным и тернистым оказался путь возрождения былого стеклянного могущества. Но на этот раз судьба благоволила Венеции. Очередной поворот истории высвободил ее из под гнета Габсбургов, дав главное, в чем нуждались ее мастера, – свободу творчества. Нашлись и местные самородки, как например, Lorenzo Radi (Лоренцо Ради), сумевшие за короткий период воскресить сложную технику стеклянного производства и восстановить навеки утраченные навыки и умения. Вскоре на стеклянной карте Мурано появились еще два замечательных имени – Fratelli Barovier (Фрателли Баровьер) и Francesco Ferro & Figlio (Франческо Ферро э Фильо). Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). Их компания «Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & C». стала законодателем мод в области модерна, и с тех пор ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей этой школы. Сегодня мир муранского стекла настолько многолик и разнообразен, что вряд ли кто-то возьмется классифицировать его по стилям и направлениям. Одних только производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч. Люстры и светильники из стекла поражают своей изысканностью и красотой. Продолжая великие традиции седой старины, компания Навацио стремится превнести свое видение такого сложного и многогранного явления, как муранское стекло, ведет поиск новых форм постижения красоты и музыки, застывшей в кристалле времени. Позрачное бесцветное стекло является основой всех стилей и техник НАВАЦИО. Оно было изобретено венецианскими мастерами в XV веке и носит гордое название - CRISTALLO, что подчеркивает его абсолютную прозрачность, схожую с родниковой водой или бриллиантом. У мастерской «НАВАЦИО» существует свой способ производства этого стекла. Из породы горного хрусталя с помощью алмазной пилы извлекаются только те сегменты, которые не содержат солевых, угольных и других включений. Затем горный хрусталь совмещается с другими компонентами, образуя кристалл неповторимой и самобытной красоты. Мозаичное стекло, оно же LA MURINA (ля мурина), оно же MILLE FIORI (милле фьори). Это знаменитый венецианский стиль, который отличает венецианское стекло от любого другого, как Солнце отличает день от ночи. Под воздействием огня при температуре 1150 оС в тело CRISTALLO в заданной геометрической форме и направлении вводится другое цветное стекло, которое чаще всего именуют «мурринами». Его подготовка требует особого таланта и навыков, строго хранимых от посторонних глаз. Бесчисленное количество разноцветных стеклянных нитей спаиваются в тонкий цилиндрический прут. Поперечный разрез таких прутьев рождает на свет всевозможные звездочки, розетки, круги, другие симметричные фигуры, которые затем ввариваются в Cristallo. Муррины, напоминающие «медузы», на фото вверху являются отличительной чертой стиля НАВАЦИО. Хотя готовятся Cristallo и муррины в разных печах, однако они должны быть полностью идентичны по своей структуре и иметь одинаковое натяжение. В противном случае стекло взорвется, не оставив после себя ничего кроме разочарования. Так в процессе кропотливого совмещения разных видов стекла появляется радужное Mille Fiori, что означает «тысяча цветов». Авантюриновое стекло (AVENTORINO) поражает своим блеском и великолепием, когда сквозь прозрачную гладь Cristallo на поверхность под воздействием игры света выбрасывается тысячи искр зеленого, желтовато-коричневого или синего цвета. Изобретение авантюринового стекла датируется началом ХVII века. Искусственное авантюриновое стекло получают путем введения в стеклянную массу меди. Она то дает такой потрясающий эффект, превращаясь при остывании в мельчайшие кристаллики. Секрет производства этого стекла долго хранился за семью печатями кругом посвященных мастеров. Однако сегодня наряду с искусственным авантюрином мастерская НАВАЦИО разработала собственную технику с применением натурального камня, который был найден в вулканических породах на Сицилии. Авантюрин, отсеченный по особой технологии от горной породы, измельчается, а затем прессуется в брикеты для удобства дальнейшего использования в производстве. Таким образом, сама природа предоставляет возможность любоваться своими красотами сквозь полированную поверхность стекла. К сожалению, фотография не способна воспроизвести оптический эффект, рождаемый авантюрином, поэтому мы не можем проиллюстрировать его на данном ресурсе. Однако многие работыНАВАЦИО содержат этот удивительные камень, и вы сможете увидеть его воочию. Рубиновое стекло. Основной его компонент — чистое золото. Производится в широком спектре оттенков — от ярко-светлого до темно-малинового. Глушеное стекло. Это непрозрачное цветное стекло. Оно может служить прекрасной основой для ваз, а также различных светильников, люстр, плафонов и т.п., так как очень привлекательно смотрится с подсветкой. Мастерская «НАВАЦИО» использует в своей работе, главным образом, молочно-белое стекло, так называемое LATTICINIO (латтичиньо). Филигранное стекло. Представляет собой бесцветное прозрачное стекло, содержащее внутри себя причудливый рисунок из тончайших нитей, скрученных в спирали и сплетенных в сети.
|